Ялта-24 - ВСЕ ГОРОДСКИЕ СОБЫТИЯ

все городские события
tele

covid 19

covid 19

vk
A A A

Накануне Дня Великой Победы ялтинские школьники поздравили с праздником Марию Шебаршину – Почетного гражданина Ялты, ветерана ВОВ, на долю которой выпали тяжелые времена и лишения страшной войны. Она была одной из тех, кто встала на защиту своей Родины от немецко-фашистских захватчиков и сделала все для того, чтобы над Рейхстагом вознеслось красное знамя.

Мария Яковлевна родилась в Забайкалье, в небольшом селе, расположенном в 200 километрах от города Чета. Она, как и ее одноклассники,с нетерпением ждали 1941 года, ведь всем им должно было исполниться 17 лет, а это, по сути, вступление во взрослую жизнь. Впереди было столько всего интересного и неизведанного! Но вместо того, чтобы ходить на танцы, в кино, влюбляться, ребятам, вчера еще детям, пришлось брать в руки оружие и биться насмерть с врагом.

Мария Шебаршина вспоминает, когда по радио Юрий Левитан объявил о начале войны, она сразу пошла в военкомат, чтобы записаться добровольцем на фронт. Однако девушку, только недавно сидевшую за партой, сразу не взяли, сказали, мол, не доросла еще.

shebarshina yalta 24IMG 6148

Но дело нашлось и в тылу. Диверсанты разбили важное стратегическое железнодорожное полотно «Чета- Хабаровск». Его нужно было срочно восстановить. «Мы строили со стороны Четы, а такая же молодежь, – со стороны Хабаровска. Устанавливали шпалы, рельсы, киркой выкорчевывали землю – работа была адская. И когда через несколько месяцев две группы сошлись в одной точке, все обнимались и целовались от радости. Как только дорога была восстановлена, по ней тут же, прямо мимо нас, пошла военная техника. Солдаты думали, что перед ними - загорелые и одетые в комбинезоны люди - заключенные, спрашивали, какой срок дали. Мы, шутя, показывали пальцами, что, мол, десять. Нам бросали консервы, печенье», - рассказывает ветеран ВОВ.

В 1942-м году Мария Шебаршина снова пришла в военкомат, и на этот раз добровольцем в армию ее зачислили, при этом спросили, где бы она хотела служить. Семнадцатилетняя девушка ответила, что в авиации или на флоте. После прохождения медкомиссии Марию Яковлевну направили в Куйбышевскую летную школу.

До места назначения она ехала почти 20 суток, за это время вышел сталинский указ, что на отделении пилотов нужно оставить только парней. Поэтому всех девчонок направили во вспомогательно-технические службы – в прибористы и метеорологи. «Кто-то сказал, что из связистов будут готовить воздушных стрелков, поэтому я сразу приняла решение получать именно эту специальность. Обучение длилось недолго, по ускоренной программе. Закончила с отличием», - рассказывает Мария Шебаршина.

После учебы ее определили в «Измайлово» - центральный аэродром военно-морского флота в Москве. На место назначения приехали ночью, а утром, молоденькую сибирячку, мечтавшую увидеть столицу, поразила обстановка вокруг. Это был не тот город, который она видела на фотографиях: вокруг обычные дома, окна переклеены крест на крест лентой, прямо на крышах стояли зенитки, везде находились дежурные солдаты. Но больше всего Марию Яковлевну поразили московские ополченцы, которые молча проходили мимо аэродрома на окраину Москвы на трудовой фронт, где рыли противотанковые рвы.

shebarshina yalta 24IMG 6168

«Наши летчики испытывали новые самолеты, а потом приезжали ребята и прямо на них летели на фронт. В основном я служила в стартовом наряде, мечтала подняться в воздух, но ни в один самолет меня не брали, - говорит Мария Шебаршина. - Дело в том, что летчики – очень суеверны народ, они считали, что женщина на корабле – к несчастью. Я пришла к начальнику штаба полка, расплакалась, рассказала о том, что с отличием окончила училище, а меня даже на проверку метеоусловий не берут. А он рассерженно в ответ говорит: «Правильно, что не берут. Раз ты сейчас плачешь, а подобьют немцы, возьмут в плен, так ты там тем более будешь плакать».

Так как Марию Яковлевну избрали комсоргом, то время от времени ей приходилось писать родным своих сослуживцев. Летчики перед вылетами обычно сами просили: «Напиши моей девушке или маме, если не вернусь». «Бывает, садишься завтракать – пять столов занято, а когда приходишь на ужин, то за одним уже нет людей», - с грустью вспоминает ветеран ВОВ.

На аэродроме «Измайлово» Мария Яковлевна и встретила Победу 1945 года. Но демобилизовалась только в октябре, через месяц приехала домой. Ее очень ждала мама. «Уже в родном поселке встретила соседку, она поведала, что мой отец и брат погибли. Но от матери это скрывали, чтобы не навредить ее здоровью. Ждали меня», - говорит ветеран.

За доблесть, проявленную во время службы, Марии Шебаршиной вручили Орден за мужество и Орден Отечественной войны. После Дня Победы было еще много медалей, но и именно первые две награды наиболее близки ее сердцу.

 НОВОСТИ Ялта-24

<>

Ялтинская КУРИЛКА

loading...

Полезные СОВЕТЫ

loading...