В мае 2019 года Ялтинский торговый порт ввел для судовладельцев, осуществляющих пассажирские перевозки вдоль Южного берега Крыма, новый тариф. В договоре появился пункт об оплате услуги «посадка-высадка пассажиров» - порядка 50 рублей за каждого туриста, ступившего с причала на катер и обратно.
На новшество предприниматели отреагировали с негодованием. И несмотря на то, что соглашения ими были подписаны - в противном случае суда просто не выпустили бы в море, в дальнейшем оплата тарифа с их стороны полностью игнорировалась. Почему?
Во-первых, это нововведение ощутимо финансово било по бизнесу. Во-вторых, и это само главное, противоречило закону, о чем еще два года назад трубили судовладельцы, а в декабре 2020 года с двумя частными морскими перевозчиками согласился и Арбитражный суд кассационной инстанции в Калуге. Решение Фемиды стало окончательным и обжалованию не подлежит. По аналогичным судебным делам с участием остальных ялтинских судовладельцев по логике должны быть сделаны такие же выводы.
Тариф-пустышка
После присоединения Крыма к России сотрудники Ялтинского торгового порта с оптимизмом смотрели в будущее, надеялись, что такое значимое предприятие не оставят без внимания на федеральном уровне, вдохнут в него новую жизнь. Однако проходил год за годом, а обстановка не то, что не выравнивалась, она только ухудшилась. Конечно, свою основную негативную роль здесь сыграли международные санкции, но на них все не спишешь.
«Специалистов мало, - коротко отмечают ветераны порта в беседе с корреспондентом Ялта-24. – И ситуация уже не просто напряженная, а катастрофическая».
Убытки предприятия, которое выживает только лишь благодаря дотациям от государства, на сегодняшний день исчисляется десятками миллионов рублей. Переработка грузов сейчас не осуществляется - подразделение переведено на вынужденный простой, начались задержки по заработной плате. По сути, в полную силу функционирует только управленческий отдел.
Что же делать? Нужны дополнительные финансы! ГУП «Крымские морские порты» в лице своего южнобережного филиала вводит услугу «посадка-высадка пассажиров», а по итогам 2019 года, так как ни копейки по новому тарифу судовладельцами заплачено не было, обращается в суд.
К примеру, с одной из компании ГУП планировал взыскать более 4 млн рублей, с другой – более 500 тысяч рублей.
Если перевести с канцелярского судебного языка, то истцу, к примеру, по делу ООО «Калипсо», в удовлетворении иска было отказано по двум причинам.
Во-первых, не был доказан сам факт оказания услуги, поскольку отсутствовали акты выполненных работ.
Во-вторых, обозначила Фемида, тариф за «посадку-высадку пассажиров» по своей сути, оказался ни чем иным как причальным сбором, который устанавливается, как, собственно, и любые другие сборы, не самостоятельно на региональном уровне - нет на это полномочий, а Министерством транспорта Российской Федерации, куда должен обратиться местный хозяйствующим субъект. Таков законный порядок и иного нет.
В деле ГУП «КМП» против ООО «Морское агентство «Транзит-Экспресс» Арбитражный суд кассационной инстанции в Калуге также поддержал выводы судов двух низших инстанций.
А в них говорилось следующее: «Законодательство Российской Федерации не предусматривает плату судовладельцев за обслуживание пассажиров в порту… Вся полнота финансового бремени судовладельца в связи с использованием причалов в портах входит в причальный сбор…».
Ранее по теме:
Ялта – курортный морской город без причалов
Достаточно заглянуть в технологическую карту новой услуги, чтобы понять, что порт включил в нее то, что можно назвать подготовкой пирсов к эксплуатации. Пришел уборщик – навел порядок, пришел электрик – проверил исправность электрики и так далее. Но где же в этой схеме пассажир? Нет его.
QR-код за 60 рублей
Накалившиеся взаимоотношения между судовладельцами и Ялтинским портом в итоге отразилось на прошедшем курортном сезоне и на туристах, которые были вынуждены довольствоваться обзорными морским прогулками, без выхода на берег возле достопримечательностей, без захода в Ливадию и другие южнобережные поселки. Рейдовые причалы в 2020 году так и не открылись.
Конечно же, часть ржавых полуразрушенных пирсов опасно и вовсе эксплуатировать. Однако закрытыми оказались, в том числе и те, которые с технической точки зрения были готовы к работе, о чем в июле 2020 года прямо заявлял генеральный директор «Крымских морских портов» Николай Зеленкевич. Он пояснял, что такая ситуация сложилась из-за невозможности предприятием обеспечить транспортную безопасность причалов в связи с недостаточным финансированием, а средства на это нужны значительные.
Возможно, услугой «посадка-высадка пассажиров» ГУП хотел в какой-то мере покрыть затраты на это направление. И сегодня, когда суды четко дали понять, что введение данного тарифа незаконно, порт придумал другой вид заработка.
«В договоре появился пункт, согласно которому мы обязаны приобретать у порта QR-коды по числу планируемых к перевозке пассажиров: тысячу хотите перевезти – выкупайте тысячу, наклеивайте их на билеты и потом уже реализуйте туристам, прежде чем они зайдут на судно. В тестовом режиме система уже прорабатывается, для контроля возле причала поставили будку для дежурства сотрудников порта. То есть вновь с нас стремятся взимать деньги за воздух. При этом стоимость одного QR-кода – 60 рублей», - делятся судовладельцы.
Предприниматели уже написал возражение касательно очередного тарифа. Кроме того, направлено соответствующее письмо в прокуратуру.
Транспортная безопасность
Интересно, что ГУП продолжает стоять на своем, даже касательно признанной судом незаконной услуги «посадка-высадка пассажиров». Поменяв еще в 2020 году в приказе формулировку на «использование инфраструктуры порта», предприятие рассылает уведомления о необходимости уплаты тарифа до 1 марта – как раз до даты, до которой планируется заключение договоров на новый курортный сезон.
В свою очередь судовладельцы не намерены сдаваться. При этом они готовы оплачивать любые вводимые сборы, если они отвечают действующему законодательству. Сейчас предприниматели для выхода из сложившейся ситуации предлагают отменить тарифы-пустышки и ввести реальный, разумный, который бы устроил всех – за транспортную безопасность.
«Посчитайте штатное расписание, сколько вам нужно сотрудников для этого? Рассчитайте тариф не на пассажира, а на целое судно. Катер подходит к причалу, диспетчер фиксирует. Всем всё понятно, никаких хитростей! И безопасность действительно важна, и это действительно расходы порта!», - говорят судовладельцы.
Главное звено
Эпопея «Ялтинский торговый порт против владельцев теплоходов» либо закончится мировым соглашением, то есть будет подписан договор, который устроит обе стороны, либо разгорится с новой силой, при этом договор все равно будет подписан, но вряд ли будет исполняться в части противоречивых пунктов. Как следствие на счета ГУП вновь не поступят дополнительные средства и затем вновь последуют иски в суд.
Самое плохое в этом всем то, что рейдовые причалы в поселках и у достопримечательностей ЮБК в предстоящем туристическом сезоне, по всей видимости, останутся закрытыми при любом раскладе, и отдыхающим, как и в прошлом году, придется довольствоваться обзорными экскурсиями. С тех пор как Крым стал частью России, Федеральная целевая программа так и не затронула морскую навигационную артерию. Сотни тысяч людей приезжают в Ялту со всей России, видят ржавые или полуразрушенные пирсы и наверняка задаются вопросом, почему власти разных уровней ничего не делают для их восстановления? Порой создается впечатление, что Ялтинский торговый порт специально толкают в бездну, ведь внутри предприятие такое же - «ржавеющее и разрушающееся».
И все же, пойдет ли порт на мировое соглашение с судовладельцами и подпишет ли устраивающий обе стороны договор?
ГУП «Крымские морские порты» в лице своего южнобережного филиала совсем невыгодно портить отношения с частниками, осуществляющими морские пассажирские перевозки, выдавливать их - если, конечно, не преследуются какие-то скрытые мотивы, кроме желания заработать.
Являясь, по сути, монополистом, ялтинское предприятие в то же время из пяти теплоходов может выпустить в рейс только один, поэтому обеспечить всех желающих туристов возможностью прокатиться по морю у него точно не получится.
Кроме того, не нужно забывать о проплатах, которые делают предприниматели за швартовку, стоянку суден и т.д. – это значительные суммы, об их заявленной готовности оплачивать любые сборы, утвержденные в установленном законом порядке.
Но здесь отметить хотелось бы другое: не нужно забывать, что в связке «порт – частный морской перевозчик» главное звено – это пассажир. И в первую очередь об этом должны помнить обе стороны.
Александр Тимофеев