В Ялте вчера, 27 января, прошли общественные слушания по проблеме систематического нарушения прав граждан льготных категорий с участием представителей местной власти и руководства перевозчика – компании «Ратон». Именно на это предприятие, по информации администрации города, приходит больше всего жалоб.
«По нашей статистике до 99% всех жалоб поступает на «Ратон». Поэтому мы здесь и собрались, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, решить, в том числе и с учетом мнения общественности, как дальше взаимодействовать с данным перевозчиком», - отметил начальник департамента транспорта и связи администрации города Юрий Жадов.
Стоит отметить, что «Ратон» работает на 52% маршрутах Ялтинского региона. Остальные обслуживают семь других предприятий.
Поступающие жалобы уже долгое время остаются неизменными. Горожане обращаются к властям с требованием повлиять на водителей-хамов, а также заставить их соблюдать закон. В частности речь идет о постановлении Республики Крым № 575, которое гарантирует гражданам льготный категорий бесплатный проезд в маршрутных автобусах, и самое главное: не ограничивает количество льготников при одной поездке.
На фото: Юрий Жадов
Механизм предоставления льгот в очередной разъяснила специалист транспортного департамента Светлана Горякина: «При Украине действительно в салоне автобуса было только два льготных места. Однако сейчас данное правило уже не действует, и теперь передние кресла предназначены, прежде всего, для матерей с детьми и инвалидов. А льготники, которые имеют право на бесплатный проезд, согласно постановлению № 575 могут ехать в автобусе в неограниченном количестве».
Светлана Горякина также подчеркнула, что перевозчик, согласно договору, заключенному с администрацией города, получает компенсацию за льготный проезд. Специальная комиссия отслеживает пассажиропоток в течение определенного периода: согласно полученным данным вычисляется сумма и деньги перечисляются компании.
На фото: Сергей Поддубный
Руководитель предприятия «Ратон» Сергей Поддубный в свою очередь заметил, что компенсация за льготный проезд поступает, однако несвоевременно, а ее размер явно недостаточный.
«Эти деньги, которые мы, даже не получаем, а выбиваем – крохи! – возмутился Сергей Поддубный. – За прошлый год мы получили всего 5 млн 800 тыс. рублей. Они поступают к нам, как не дополученная прибыль, с которой сразу забирается 60% в виде НДС и налога на прибыль. Потом я начисляю заработную плату водителям, на другие направления средства я направить не могу. В итоге остается мизер. А еще нужно машину заправить, «переобуть» ее».
«На Крым было выделены средства в большой объеме. Но мы, перевозчки Ялты, не только мое предприятие «Ратон», их не получили. И это вопрос не ко мне. Получается, что нас (ред. - компанию и граждан) просто стравливают! В связи с этим предлагаю создать инициативную группу, которая будет требовать, чтобы компенсация за льготный проезд поступала адресно», - заявил Сергей Поддубный.
Общественники отреагировали на такое предложение с негодованием, подчеркнув, что им неинтересна хозяйственная деятельность «Ратона» и других перевозчиков, а также их взаиморасчетные отношения с органами власти. Для них самое главное, чтобы соблюдался закон и водители не занимались самоуправством, выгоняя из автобуса льготников - в большинстве случаев пенсионеров и детей из многодетных семей за обоснованный отказ платить за проезд. Подобные случаи фиксировались не раз.
Помощник прокурора Ялты Светлана Чернихивская, присутствовавшая на общественных слушаниях, рассказала, что работники «Ратона» неоднократно привлекались к дисциплинарной ответственности за отказ перевозить льготников. По ее словам, по этому поводу уже было несколько заседаний, последнее прошло в декабре 2015 года.
«Поэтому я не понимаю, почему господин Поддубный не исполняет требования законодательства. В связи с этим, скорее всего, будет вынесено решение о расторжении договора «Ратоном». Потому что мы не дадим нарушать права людей», - заявила Светлана Чернихивская под всеобщие аплодисменты.
Заместитель главы администрации Ялты Иван Паюк в свою очередь посоветовал гражданам, которые в дальнейшем столкнутся с хамским поведением водителей, смело вызывать полицию. «Я предупрежу правоохранителей. Так что если ваши права нарушаются смело набирайте 102, вызывайте также наших сотрудников для составления протоколов», - сказал чиновник.
В заключении Иван Паюк отметил, что поддерживает изменения в закон о том, чтобы компенсация за льготный проезд выделялась адресно, а не перечислялась компании-перевозчику. «Люди будут ездить и ни от кого не будут зависеть, не будут унижаться при посадке в автобус», - пояснил свою позицию заместитель главы администрации Ялты.