Ялта-24 - ВСЕ ГОРОДСКИЕ СОБЫТИЯ

все городские события
tele

covid 19

covid 19

vk
A A A
Голубая гостиная Воронцовского дворца в Алупке

Среди убранства Голубой гостиной Воронцовского дворца (ГБУ РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник») представлены уникальные парные фарфоровые вазы с изображением морских пейзажей. На них непременно обращают внимание экскурсоводы, но не всегда можно услышать подробный рассказ.
В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге была учреждена «порцелиновая мануфактура». Ученый Дмитрий Виноградов после многолетних опытов получил настоящую формулу твердого фарфора. Третий по счету в Европе фарфоровый завод в 1756 году стал именоваться Императорским и в основном осуществлял заказы двора, придворного ведомства, великокняжеских дворов, заказы для поднесения и дипломатических подарков, обстановки для казенных учреждений. Во второй четверти XIX века вазы с живописными изображениями были самыми модными предметами для украшения интерьера.
Парные вазы из Голубой гостиной выполнены в форме античного кратера, по терминологии того времени называются «Медицис» (по имени итальянской династии Медичи, владельцев античной вазы). Английский поэт Джон Китс в 1819 году написал «Оду к греческой вазе», где восхищается идеальной красотой античного искусства, а вазу, называя «безмолвной невестой», связывает с медленно текущим временем, тишиной, красотой и любовью.
Декоративные вазы были исполнены в 1830-е годы и демонстрируют технические достижения Императорского фарфорового завода того времени и высокое художественное мастерство живописцев. Они смонтированы из нескольких частей, их высота 60 см, корпус в виде прямоугольного цилиндра с вогнутыми стенками, расширяющимися кверху, опирается на нижнюю часть, называемую гузкой, на ножке с квадратным плинтом. Места соединения плечиков и ножки с наружной стороны скрыты ободками из бронзы с рельефным чеканным орнаментом. В 1840-м году на Императорском фарфоровом заводе была учреждена бронзовая мастерская, где изготавливали детали для крепления изделий и декора из золоченой бронзы. Для придания пышности и торжественности фарфоровая поверхность ваз покрыта золотым люстром, а для создания эффекта игры блестящей и матовой поверхности используется техника цировка, орнамент которой покрывает тулово ваз, ножки, своеобразные рамки, обрамляющие живописное изображение. Создается впечатление, что изделие исполнено из золоченой бронзы.
Во время правления Императора Николая I позолота отличалась превосходным густым тоном, хорошей полировкой и замечательной прочностью. А фарфоровая масса по составу была близка к западно-европейскому фарфору, особенно французскому.
На тулове помещены живописные изображения морских пейзажей, написанные живописцем завода П. Щетининым с картин голландского художника-мариниста И.Х. Схотеля. В то время художники по фарфору часто копировали картины из Императорского Эрмитажа, а коллекция Николая I включала примерно тридцать полотен Схотеля. Четыре картины этого художника в настоящее время хранятся в Музее Государственный Эрмитаж, и одно полотно находится в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского.
На вазах изображены композиции «Корабли у берега» и «Бурное море». Роспись ваз надглазурная, выполнена пунктирной манерой по светло-кобальтовому фону, специальными красками, которые нужно было так подобрать, чтобы максимально приблизить к оригиналу цветовое решение росписи. Живописец обладал не только точностью рисунка, но и тонким чувством цвета и тональных отношений общей цветовой композиции, чтобы рассчитать изменение цвета красок при обжиге. Для закрепления красок фарфор подвергался муфельному обжигу, для чего изделия помещали в печь при температуре 600-800 градусов. А перед росписью фарфоровое изделие обжигали в печи дважды: первый обжиг при температуре 800-1000 градусов; второй обжиг — для закрепления глазури с постепенным повышением температуры до 1410 градусов.
Картинами Иоганна Христианна Схотеля восхищался не только Николай I, который в 1828 году пожаловал художнику табакерку с алмазами, но и семья короля Нидерландов (Вильгельма II). В собрании Ее Величества Королевы Нидерландов сохранилась пара аналогичных ваз, исполненных на Императорском фарфоровом заводе в 1827 году. Их подарил королю Вильгельму II император Николай I, т.к. его сестра Анна Павловна была замужем за принцем Вильгельмом Оранским, с 1839 года – королем Вильгельмом II.
Вазы из собрания Воронцовского дворца прекрасно определяют декоративные акценты в интерьере Голубой гостиной. Античная форма фарфоровых ваз относит нас к давно минувшему времени, о забытом художнике и утерянных произведениях И.Х. Схотеля, о родственных отношениях правящих семей России и Нидерландов, о «николаевской» эпохе, когда создавался Воронцовский дворец в Алупке.

 НОВОСТИ Ялта-24

<>

Ялтинская КУРИЛКА

loading...

Полезные СОВЕТЫ

loading...