На границе с Крымом братья-украинцы весь ноябрь прошлого года что-то мудрили и грозились оставить полуостров без света. Но крымчане воспринимали эти угрозы не всерьез – пусть пугают, разве можно всему полуострову выключить рубильник?
Предупреждали заранее
Еще 12 ноября, Ялта-24 сообщала о том, что поставки электроэнергии из Украины в Крым подтверждены украинской стороной до конца ноября в необходимом для покрытия потребностей полуострова объеме.
Но спустя неделю ситуация изменилась — в пятницу, 20 ноября, Ялта-24 дала новость о том, что вечером свет в Крыму могут отключить. На тот момент на границе с Крымом уже были повреждены две линии электропередач.
Население Крыма предупреждали – если свет и будут отключать, то лишь на небольшой период времени и строго по графику.
И никто даже предположить не мог, что 22 ноября весь полуостров погрузится во тьму, которую несколькими днями позже нарекут модным словом «блэкаут».
Хит ноябрьского сезона-2015.
Невымытая сковородка
Мы встретили блэкаут ночью, 22 ноября, в бодрствовании. В субботу к нам пришли приятели и допоздна мы рубились в карты, ели-пили и после полуночи выпроводили своих гостей, вызвав им три машины такси. Пока муж ходил провожать друзей, я перемыла всю посуду: рюмки, бокалы, чашки, тарелки, вилки и ножи и оказалась в классической ситуации: «Блин, еще и сковородка!» И тут погас свет. Радостная, что сковородку мыть не надо, я на ощупь побрела к дивану. И тут друзья-приятели, не доехавшие еще до места назначения, стали названивать из разных точек города – а света-то нет нигде! Вся Ялта черная. Вся.
Утром мы узнали, что света нет не только в Ялте, но и во всем Крыму – благо, связь еще работала.
Оперативный штаб
Ближе к обеду мы решили всей семьей пройтись по набережной – а что делать, если электричества не было. И уже на подходе к администрации Ялты я поняла, что это не просто ЧП, а ЧП огромного масштаба.
С улицы было видно, как в кабинете Сергея Брайко ведет переговоры главврач Ливадийской больницы Владимир Савельев, во дворе стояли МЧС-ники, выходил из администрации директор хлебокомбината Андрей Глазов, кому-то звонил директор водоканала Алексей Григорьев – уже в первые часы отключение электроэнергии в Ялте был создан штаб, который будет собираться каждый день по несколько раз до тех пор, пока Крым снова не засияет.
Штаб ЧС в Ялте заседал по несколько раз в сутки.
Ситуация в Ялте с электричеством напряженная, но паники нет – сообщает Ялта-24 22 ноября в 13.58. На тот момент не было света от Фороса до Ливадии, причем, не было там и связи. Также не было электричества от Массандры до нижней Никиты и вплоть до Алушты. Ялта частично освещалась.
— Такие важные предприятия, как водоканал, горгаз, а также все основные службы обеспечения города работают в штатном режиме, — комментировал ситуацию на тот момент заместитель председателя городского совета Ялты Александр Болховитов. — Все стратегические объекты работают.
Ливадийская больница и городская поликлиника светом в первый день аварии были обеспечены. 6 генераторов уже в первый день блэкаута развезли по различным службам.
Крым во мгле
Тут же выступил с речью и Глава Республики Крым Сергей Аксенов. Он сообщил, что 22 ноября в 00:22 по московскому времени поставки электроэнергии в Крым с территории Украины полностью прекращены. Введен режим ЧС.
В Крыму был развернут штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с отключением подачи энергоснабжения в Республике Крым.
На всех стратегических объектах, а также в органах власти всех уровней введено круглосуточное дежурство.
Первый понедельник блэкаута, 23 ноября, в Крыму был объявлен выходным.
Ялте дали лимитов электроэнергии в 5 раз больше, чем Керчи. Курорт все-таки.
Умывание на скорость
В первые дни отключения электроэнергии света давали очень мало – 2 часа утром и 2 часа вечером, причем, графика еще не было, и ловить заветное электричество нужно было в любой момент.
Приготовить успевали, а отведать - только при свечах.
Как только в квартире вспыхивала долгожданная лампочка, в семье начинался аврал. Один бежал мыться в ванную, другой быстро начинал пылесосить, третий готовил на кухне завтрак-обед-ужин. Через полчаса менялись ролями – тот, кто уже помылся, перемещался на кухню готовить, пылесос отправлялся в кладовку, наступало время шумящего фена, котел пыхтел, обогревая батареи, мультиварка выпускала вкусный пар, микроволновка кружила в вальсе курицу, а еще надо было успеть залить кипятком термос на ночь, зарядить все аккумуляторы, погладить на завтра юбки-рубашки…
Иногда связь держали через Фейсбук. Мобилки в тот период работали не всегда.
Через три дня такого марафона все делалось гораздо быстрее и веселее – оставалось время даже на посидеть в Фейсбуке и посмотреть теленовости с материка.
Журналисты пришли на помощь
Одной из главных проблем в то время было отсутствие информации – то, что успевали выкладывать в Интернет, доходило не до всех, ведь света не было большую часть суток. А знать, как живет город и что ждать дальше, ялтинцы хотели.
Оперативный штаб ялтинских журналистов во время ЧС:
Елена Витвицкая, Мария Кесаонова-Нечипорук, Инна Липатова, Яна Коваленко, Татьяна Панина, Игорь Кривошей.
Поэтому журналисты Ялты выпускали оперативные информационные бюллетени – в пресс-службе администрации развернули настоящий пресс-штаб и издавали каждый день боевые листки с самой свежей информацией. Журналисты «Летней столицы», «Южной Газеты», «Южной Губернии», «Ялтинских вестей» с пресс-службой администрации дежурили в этом штабе день и ночь, выдавая оперативные новости. А свежеотпечатанные на принтере спецвыпуски раздавали депутатам Ялты, активистам, общественникам, и те уже несли свежие новости в массы.
Дорогие свечи и жужжащие генераторы
Весь город обсуждал главную проблему – где купить дешевые свечи и какие приборы горят ярче. Генераторы, как и свечи, тут же взлетели в цене, а что делать? Кафе, рестораны, магазины перешли на работу в авральных условиях. Все улицы шумели и громыхали, но зато был свет.
Уличную рекламу отключили, культурным заведениям запретили работать после 20.00, весь город перешел в режим жесткой экономии.
Карты, шахматы и книги
А еще ялтинцы вспомнили, что такое семейные разговоры, настольные игры, карты-шахматы-домино, собирание пазлов, общение с детьми… Наверное, это была самая семейная зима за последние сто лет – дети общались с родителями, мужья любили жен, и никто не пялился в свой гаджет…
На четвертый день блэкаута в Ялте выстроилась огромная очередь. Куда? За хлебом? За свечами? За горячим чаем?
Ага. В Лэтуаль за французскими духами. ЧС приходит и уходит, а запастись фирменной косметикой с 50-процентной скидкой надо.
Пятый день блэкаута. Очередь в Лэтуаль.
А глава администрации Ялты Андрей Ростенко нашел и позитив в этом испытании – ялтинцы стали больше общаться и проводить свое время с родными и близкими.
Ялта готовилась к новому году – свет уже начали давать по графику. Но выступление Путина в 12 ночи мы чуть не пропустили – телевизор отказался ловить сигнал, видать, была отключена телевышка, нашли быстренько в интернете подходящий канал и встретили новый год, как полагается – с Президентом и шампанским. А потом, когда в три часа ночи свет ожидаемо отключили, лепили из еврейской закуски снеговичков на тарелках…
Новогодние забавы во время отключения света.
Без лифтов и троллейбусов
Вспоминать о плохом не хочется – были и пропавшие из-за отключения электроэнергии вакцины, и замерзающие дома, и аварии на подстанциях, когда дому давали электричество, народ включал все электроприборы, а проводка просто плавилась.
Не ходили троллейбусы, отключили лифты, у кого-то летели холодильники и электроприборы.
Но ялтинцы пережили это темное время очень достойно. Волонтеры помогали старикам и тем, кто не мог из-за болезни выходить из дома, людям разносили еду, в кафе пускали не только обогреться, но и разрешали подзарядить свои телефоны.
Уличный символ блэкаута.
Что для меня блэкаут? Оптимизм людей, новые анекдоты, километры просмотренных на планшете старых фильмов и тонны перечитанных на электронной книге романов, битва между мужем и сыном за заряженный фонарик, подъем в 3 часа ночи, потому что свет дали, перезвон друзьям – а у вас горит?
История, ушедшая в прошлое. С хорошим, несмотря ни на что, послевкусием.