Ялта-24 - ВСЕ ГОРОДСКИЕ СОБЫТИЯ

все городские события
tele

covid 19

covid 19

vk
A A A

В начале 90-х годов в Ялтинский порт пришли два новых пассажирских катамарана «Крымская стрела» и «Голубая стрела». Судов такого класса в СССР не проектировали и не строили. Поэтому катамараны были предметом гордости портовиков. Представители конструкторских бюро из Ленинграда и Феодосии специально приезжали в Ялту, чтобы посмотреть на современные суда.

красная4

Редакции удалось разыскать ветерана Ялтинского порта, который принимал непосредственное участие в строительстве катамаранов в составе группы технического наблюдения. Он рассказал много интересного о ходе строительства катамаранов, подготовке экипажей и дальнейшей эксплуатации судов.

— Решение о постройке четырех пассажирских катамаранов было принято Министерством морского флота СССР в 1989 году, — рассказывает ветеран порта Рем Калитин (на фото). — Ставилась задача выйти на международный рынок морских пассажирских перевозок. К концу 80-х годов в СССР уже ощущалось дыхание кризиса. Каботажные перевозки на Крымско-Кавказском направлении постоянно сокращались. Стране нужна была валюта. В высоких кабинетах ММФ понимали, что суда на подводных крыльях типа Комета, Метеор и Колхида не дотягивают по мореходности и уровню сервиса до западных требований. Нужны были суда с большим водоизмещением. Как потом показала практика, расчеты министерства оказались правильными. Строительство катамаранов себя полностью оправдало.

фото порт

— Заказ разместили на небольшой верфи Westmarin в Норвегии. Первые два судна строили для Ялтинского порта. Затем еще два, для Новороссийска. Для технического сопровождения строительства судов была создана группа технического наблюдения  из трех человек. В нее вошли представитель Черноморского морского  пароходства и Морского Регистра СССР. Оба из Одессы. Старшим группы назначили меня, как представителя будущего эксплуатанта ( Ялтинского морского порта).

Верфь находилась в маленьком городке Мандал на юге Норвегии. Город чем-то напоминал старую часть Ялты. Фактически на заводе велась сборка готовых узлов и агрегатов. Корпуса были изготовлены в Дании, двигатели строили в Германии, связь, навигация и другая электроника поступали из Японии. На заводе висел график с двумя линиями. Одна показывала плановые сроки готовности судна, а вторая показывала реальные сроки исполнения заказа. Так вот, второй график ни разу не отклонился от первого. Все работы проводились в точно указанное время. Смежники ни разу не сорвали сроки поставки комплектующих. Для советского человека это было удивительно и не укладывалось в голове. Никаких тебе авралов, бессонных ночей, ругани со смежниками. Одним словом, капиталистическое производство не шло ни в какое сравнение с социалистическим.

В быту для советского человека тоже было много нового и не понятного. Специалисты жили в коттеджах по два человека. Для удобства им построили офис из легких конструкций рядом с проходной завода. Обязанности секретаря, переводчика, водителя и офис-менеджера выполняла одна женщина. Она прекрасно справлялась со своими обязанностями и оказывала всяческую помощь советским специалистам. Позже Рем Калитин узнал, что у них работает жена миллионера. Отношение к советским инженерам сперва было настороженное. Видимо сказывалась западная пропаганда. Но потом человеческие отношения взяли верх над политикой и наших специалистов начали приглашать в гости в семьи норвежцев.

— Легкий шок мы испытали попав в мае на демонстрацию в честь дня Независимости Норвегии, говорит Рем Калитин. — Первыми шли дети. Каждое предприятие или учреждение показывало свои достижения или продукцию. Но не так, как это было на первомайских демонстрациях в Ялте. Роддом представляли беременные женщины. Врачи из психической клиники вели душевно больных пациентов. Двумя шеренгами шли городские проститутки. Одно плечо и грудь у них были обнажены. На транспарантах спереди у них было написано «Мы хотим», а сзади «Мы можем». Вообще в Норвегии многое поражало. Очень терпимое и толерантное отношение к людям с физическими и умственными недостатками. Коттеджи для отдыха стояли открытые. Никаких заборов и замков. Заходи, живи, а потом рассчитаешься. Никто их не разворовывает.

синий3

Особых  проблем технического характера между судостроителями и группой технического наблюдения не возникало. Параллельно со строительством катамаранов в Ялте были сформированы два экипажа. Механиков отправили на обучение в Германию, где строили двигатели. У Рема Калитина был валютный счет , на котором лежало 1 миллион 600 тысяч американских долларов. Эти деньги предназначались для оплаты командировочных, закупки обмундирования для экипажей, запчастей и всего необходимого. Когда первый экипаж прибыл в Мандал,  ему выдали рабочую одежду и ботинки со стальными носками. Хотя это была рабочая одежда, моряки потом щеголяли в ней по Ялте, вызывая зависть у горожан. Уже после сдачи двух катамаранов пароходству Рем Калитин закупил на оставшиеся деньги запчасти для двигателей.  Благодаря этому удалось безаварийно эксплуатировать катамараны еще 10 лет.

«Крымскую стрелу» передали экипажу в марте 1990 года. Экипаж освоил новое судно и в апреле оно  было готово к переходу вокруг Европы в Ялту. С экипажем шел капитан-наставник из Одессы, который хорошо знал район плавания. Катамараны сразу показали свое превосходство над судами на подводных крыльях типа «Комета». Мореходность у них была выше, да и по комфортабельности они были лучше. У экипажа из 9 человек были даже свои каюты и душевые. Нужно отметить высокую автоматизацию катамаранов. Особых трудностей с их эксплуатацией не возникало. Они могли перевозить 298 пассажиров против 118 человек в «Комете». Небольшая осадка позволяла эксплуатировать их в разных районах планеты.

Во время перехода из Норвегии в Черное море сразу выявили слабое место катамаранов. Надстройка давала большую парусность и ее надо было укрепить. Во время волнения пассажиров укачивало. Хотя мореходность катамаранов выше чем у СПК. Укрепление надстройки проводили уже в Ялте силами портовых специалистов под наблюдением Регистра. В Норвегии подобные суда работают на озерах и во фьордах, где нет сильного ветра и большой волны. Так что опыт морских перевозок на ялтинских катамаранах для норвежцев стал уникальным.

В мае 1990 года второй экипаж принял катамаран «Голубая стрела». По случаю сдачи заказа Ялтинскому порту администрация верфи устроила фуршет, а членам наблюдательной группы вручила ценные подарки. В конце мая Рем Калитин вылетел в СССР. После этого в Норвегии были построены еще два катамарана для Новороссийского порта. Но через год порт их продал. А вот Ялта начала активную эксплуатацию судов.

красная

Они работали в Средиземном море, в Африке, где перевозили военных специалистов, в Италии, Израиле. С 16-ти цилиндровыми двигателями проблем не возникало. Они развивали скорость до 45 узлов против 28 узлов у «Кометы». Рабочим режимом катамаранов была скорость 35 узлов. Два года в Ялте работал представитель завода-изготовителя двигателей из Германии. Убедившись в высокой квалификации механиков портовских мастерских, Морской Регистр разрешил Ялтинскому порту самостоятельно проводить ремонт и   обслуживание двигателей на катамаранах.

Расчеты министерства еще во времена СССР по эксплуатации катамаранов за рубежом полностью оправдались. «Крымская стрела» использовалась в Израиле в качестве плавучего казино. В 2002 году она ходила на линиях в Хорватии.  В 2004 году была предпринята попытка возродить рейсы из Одессы в Крым. Параллельно « Крымская стрела» ходила из Одессы в Варну. Был в истории катамаранов этап, когда они возили челноков в Турцию. Теперь об экономической целесообразности эксплуатации катамаранов. Только один пример. Сутки работы судна в Африке обходились фрахтователю в 7 тысяч долларов США. Другой вопрос, как валюту использовали в минтрансе Украины и руководство Ялтинского порта.

красная5

— Проблемы начались, когда закончились запчасти для двигателей, — рассказывает Рем Калитин. — В Украине аналогичных запчастей не производили. Валютных средств у порта к тому времени уже не было. Было принято решение использовать « Голубую стрелу» как донора для « Крымской стрелы». К 2006 году интерес к катамаранам пропал окончательно. Тарифы на билеты были слишком высоки. Уверен, что « Крымскую стрелу» еще можно восстановить. Но пока ни у порта, ни в морском ведомстве таких планов нет. Оставшись без работы специалисты, в основном механики, поехали работать за границу. Катамараны простаивают на причальной стенке Ялтинского порта.

красная2

Теперь хотелось бы внести ясность в версию, что катамараны специально заказали , чтобы угробить проект СПК « Циклон» Феодосийского завода « Море». СПК « Циклон» представлял из себя новую версию СПК с двумя палубами и мощным газотурбинным двигателем. У него были улучшены мореходность, комфорт, пассажировместимость и экономичность. Первый корпус с завода передали на опытную эксплуатацию в Одесский порт.

— Это совершенно разные суда, перед которыми ставились разные задачи. В СССР катамаранов такого класса, как « стрелы» не строили и даже не проектировали. Их строительство в Норвегии себя полностью оправдало. У « Циклона» была сложная судьба. В ходе опытной эксплуатации у одесситов возникло много  нареканий по силовой установке. Проект оказался сырым. Его можно было доработать, но помешал развал СССР. Завод в Феодосии закрылся из- за отсутствия заказов. Одесский порт продал СПК в Европу. Судно часто меняло владельцев. После аварии « Циклона» его владелец получил хорошую страховку и в ремонте судна был не заинтересован. Сейчас СПК стоит на стенке в Феодосии.

голубая

Увы, после развала Союза Россия утратила лидирующую позицию по созданию СПК. Нет государственной программы развития пассажирского флота и строительства СПК. Конкурировавшие между собой СПК и катамараны пришли к одной финишной черте — доживают свой век на берегу. Хорошо, что еще не успели их порезать на металлолом.

 НОВОСТИ Ялта-24

<>

Ялтинская КУРИЛКА

loading...

Полезные СОВЕТЫ

loading...