Наконец-то приоткрылась интрига осуществления поставленной президентом РФ задачи: открытие круизной линии Сочи-Ялта-Сочи.
С мая 2017 г. на эту линию станет крупный пассажирский лайнер, судя по озвученной вместимости в 900 человек пассажиров. Но почему ни слова не сказано об участии в этой программе судов Ялтинского Морского Торгового порта (ЯМТП)?
Я не имею в виду весь оставшийся в порту пассажирский флот. Это очень трудная и непосильная задача. Тем более, что потеряно время, а в последние 3 года ни в местной печати, ни по местному телевидению, ни в материалах городских властей и Крыма не озвучивались программы поднятия с колен Ялтинского порта и его когда-то одного из крупнейших портовых флотов в Союзе.
Но теперь, когда вот-вот начнётся летний сезон и в Ялту «хлынет» поток туристов и других гостей, а также круизников, прибывших в Ялту из Сочи, было бы уместно предложить им скоростное экскурсионное судно, способное в течение светлого времени суток дважды пройти вдоль восточного или западного побережья Крыма с посещением Судака, Феодосии, Керчи или Севастополя и Евпатории.
И таким судном мог бы стать катамаран Ялтинского порта «Крымская стрела», относительно молодое судно по году постройки (1990г,Норвегия). Уверяю, что за полученное удовольствие увидеть и услышать историю достопримечательных мест и видов Крымского побережья с моря, поднялся бы имидж и привлекательность отдыха в Крыму и на ЮБК.
Только два новых начальника - Формус Ю.В. и Гондза А.Л. - предпринимали попытки удержать порт на плаву. К сожалению, начиная с 2007 г. по порту прошла вереница временщиков, взявших всё, что плохо лежало. До их появления в каждый межнавигационный период порт силами мех- мастерских и экипажей судов проводил ремонты, что позволяло содержать суда в хорошем техническом состоянии. И это подтверждалось приёмкой судов и разрешением эксплуатации Морским Регистром.
Сейчас выбирается самый лёгкий путь решения дальнейшей судьбы оставшегося флота – списание его в металлолом. Без тщательной оценки его ремонтопригодности.
По результату моего посещения начальника Ялтинского порта я вынес впечатление, что не только по экономическим соображениям не решается вопрос ремонта и эксплуатации катамарана.
Боязнь и осторожность не вернуть вложенных затрат из-за отсутствия пассажирской загрузки. Эти опасения справедливы. И это может случиться в первую навигацию. Об этом говорит и первый опыт открытия скоростной линии Ялта-Сочи-Ялта «Кометами» порта с заходами в промежуточные порты.
При общей вместимости судна в 118 пассажиров в рейс уходили теплоходы с 15-ю и 30-ю пассажирами. Но последующая чёткая организация работы «Комет» на этой линии, выполнение расписаний и отсутствие простоев по техническим причинам, обеспечили популярность и постоянную полную загрузку.
Призывая к решению вопроса запуска катамарана «Крымская стрела», я опираюсь на поддержку ветеранов помочь администрации порта участием в ремонте судна, как имеющим ещё эксплуатационный ресурс, а также в передаче эксплуатационного опыта новому персоналу. Если судно будет реанимировано, то оно будет вне конкуренции на указанных линиях. Но может так случится, что катамаран «Крымская стрела» периодически станет востребован и на линии Ялта-Сочи-Ялта.
Рем Калитин – ветеран ЯМТП