Для полноценного функционирования крупных сетей важен анализ динамики продаж. Подобную информацию дает исключительно retail audit. Дело в том, что даже сотрудники, которые работают исключительно с товарами и их выкладкой, не могут составить объективную картину всех параметров товара.
Исследование розницы максимально полезено для FMCG сектора. Данные сети продаж (косметика, бытовая химия, напитки, еда) постоянно зависят от предпочтений покупателя, динамики цен и грамотной дистрибуции. Ритейл аудит представляет собой мониторинг цен, ассортимента, системы выставки, доступность рекламных материалов и т.д.
Процесс ритейл аудита
Логично, что даже для маленького магазина нельзя провести нормальную аналитику, просто зайдя и посмотрев на полки. Первый этап подразумевает серьезную подготовку. Важно обозначить цель, которая сгенерирует инструментарий (формы контроля, анкеты, презентации, инструкции и проч.). Далее будет проведен инструктаж самих аудиторов.
Обязательно создается перечень торговых точек (Cencus). Размер переписи напрямую зависит от количества исследуемого товара в оговоренном регионе или конкретной торговой сети. Важно понимать, что retail audit происходит волнами. Анализ повторяют несколько раз в год, чтобы увидеть динамику. Для того, чтобы каждый раз не пересматривать списки ТТ, дальнейший аудит розничной торговли идет по репрезентативной выборке (панели) на базе Census.
Основная и самая трудовая часть retail audit – полевая работа. На этом этапе важно подобрать профессиональных аудиторов, которые учитывают следующие параметры:
- объем продаж конкретного товара или бренда;
- ценовая политика;
- выкладка на полках (представленность товара в конкретный момент);
- ассортимент конкретного бренда;
- доступность рекламного контента;
- прочие сведения, которые подразумевала цель исследования.
Из-за того, что данные с каждой торговой точки собираются в панель, малейшая неточность в подсчетах одной точки радикально испортит финальные данные. Именно поэтому нужны профессиональные аудиторы.
В дальнейшем проводится анализ, который позволяет:
- вычислить объем рынка;
- проанализировать структуру и динамику сцен;
- сформировать структуру иерархии брендов в зависимости от предпочтений покупателей;
- определить дистрибутивную структуру;
- объяснить сезонные механизмы изменения товарооборота;
- определить эффективность мерчендайзинга для конкретных торговых точек или сетей.
Важно понимать, что без использования этих данных ритейл аудит просто бесполезен. Если задачи были поставлены неверно, то даже качественный анализ не принесет пользы. Retail audit должен предоставлять данные в такой форме, чтобы клиент мог их использовать и применять. При этом персонал торговой точки или сети обязан обладать нужными навыками и знаниями, чтобы применять данные аудита.