Ялта-24 - ВСЕ ГОРОДСКИЕ СОБЫТИЯ

все городские события
tele

covid 19

covid 19

vk
A A A
Петр Якубук

Скончался известный крымский художник-ювелир, заслуженный художник Крыма, 83-летний ялтинец Якубук Петр Григорьевич. Он оставил после себя богатое культурное наследие в виде ювелирных изделий, картин и две квартиры, права на которые сегодня заявляет его давний знакомый. Однако племянница художника Ольга Стивенс-Астелл подозревает, что недвижимость была переоформлена обманом. 

Об этом она проинформировала Следственный комитет Российской Федерации по г. Ялта электронным письмом, заявив о подозрении в разворачивании «аферы по изъятию имущества у пожилого больного человека, который не может постоять за себя».

Друзья, коллеги и племянница уважаемого старика просят полицию разобраться в сложившейся ситуации. Также они намерены обращаться в суд.

В последние дни своей жизни Петр Якубук при помощи неравнодушных к его судьбе людей восстанавливался после инсульта. 28 сентября художника в Ялтинскую больницу № 1 в Ливадию привезла карета «скорой помощи». Вызвал медиков Вячеслав Станкевич, ученик Петра Григорьевича. Мужчина приехал в Крым на отдых, и конечно же, не мог не проведать своего захворавшего бывшего наставника. На тот момент Якубук находился в своей квартире в Алупке вместе с Барковским Сергеем Сергеевичем. Последний за пожилым ялтинцем на тот момент осуществлял уход.

Сергей Барковский начал принимать активное участие в жизни Петра Григорьевича года два назад, пообещав старому товарищу (а знакомы они уже лет 30) оказать содействие в одном деле. На улице Загородная в Ялте располагается квартира Якубука, одновременно являющаяся и его мастерской. Там художник-ювелир, так как у него накопилась богатая коллекция ювелирных изделий, картин, различных скульптур и др., мечтал открыть музей. Барковский пообещал помочь реализовать эту мечту….

ИСТОЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА И ИНСУЛЬТ

В июле 2020 года у Якубука резко ухудшилось здоровье. Совпало это с тем, что его давний друг Виктор Козлов, который на протяжении многих лет жил вместе с ним, помогал ему в быту и прописан в квартире на Загородной, уехал из Ялты.

«Я уехал к сестре в Симферополь, оставив земляка (ред. - Якубука) в нормальном состоянии. Он разговаривал, самостоятельно передвигался, в общем, мог себя обслуживать, как обычный человек, ходить на прогулки, - рассказывает Виктор Козлов. - К сожалению, в Симферополе я заболел, стало плохо с сердцем, и я угодил в больницу, где провел две недели. Вернулся в Ялту только 22 июля и увидел, что здоровье Петра Григорьевича очень пошатнулось. В мое отсутствие с ним рядом был Сергей Барковский».

Козлов и приехавший из Москвы в гости к Якубуку Анатолий Терехин начали осуществлять за художником-ювелиром уход, но в итоге пришлось вызвать скорую помощь.

В лечебном учреждении Якубук пробыл 8-9 дней. Дома восстановительный процесс при содействии друзей продолжился и вскоре он уверенно пошел на поправку.

В этот период стало известно о существовании доверенности, по которой Барковский получил право на управление недвижимостью Петра Григорьевича, а также о том, что у него находится паспорт Якубука. В связи с тем, что паспорт мог понадобиться, к примеру, для посещения врача, 11 августа Виктор Козлов и Татьяна Шабалина, давняя знакомая Петра Григорьевича, чтобы вернуть документ, вызвали в квартиру на Загородную полицию. К приезду правоохранителей появился Барковский. Ему стражи правопорядка объяснили, что тот нарушает закон, и обязали в течение двух дней вернуть паспорт владельцу, всё было запротоколировано. Однако это так и не произошло.

Барковский уже проживал в квартире в Алупке, а 24 или 25 августа приехал с сыном на машине на Загорудную в Ялту, чтобы забрать с собой туда Якубука.

«Петр Григорьевич не хотел ехать, но тот его, что называется, уболтал. Говорил, мол, «поехали, приведем тебя в порядок, побреем, искупаем (ред. – в квартире в Алупке более комфортные условия для этого) и сразу привезем обратно. Но обратно он его не привез», - поделился Виктор Козлов.

К таким действиям, считает председатель Ялтинского отделения Союза художников России Юрий Золотухин, Барковского в частности подвиг тот факт, что Анатолий Терехин был готов выполнить просьбу Якубука и забрать его на какое-то время в Москву подлечиться. Петр Григорьевич настолько окреп, что мог ехать в поезде, и даже обходиться при перемещении без палочки, был в хорошем расположении духа и вполне вменяем.

Поправившийся под присмотром друзей на Загородной в Ялте, в квартире в Алупке он вновь слег.

В воскресенье, 27 сентября, ученик ялтинского мастера-ювелира Вячеслав Санкевич, а также члены Крымской региональной историко-исследовательской краеведческой общественной организации «Истокъ» супруги Булавинцевы - Андрей Алексеевич и Евгения Викторовна поехали поздравить Якубука с 83-м днем рождения, но застали его очень больным.

Вот как описывает события того дня Вячеслав Санкевич:

«Барковский не ожидал гостей. Узнав о цели нашего визита, сразу выпалил: «Петр Григорьевич невменяем!» и хотел закрыть дверь, но я подставил ногу и у него не вышло. Под нашим напором ему все-таки пришлось нас впустить. Мы увидели именинника лежащим на кровати, без одежды и памперса, присутствовал запах испражнений. Окно было открыто. Якубук был изможден, но при памяти и в сознании, узнал меня, чему очень удивился Барковский. Говорил тихо, съел кусочек тортика. Обратив внимание, что, общаясь с нами Петр Григорьевич совсем ослаб, решили больше его не тревожить и уйти. Мне запомнились две фразы, которые он произнес: «Держитесь вместе» и «Я умру через два дня». Как Петр Григорьевич питается и принимает лекарства, Сергей Барковский вразумительного ответа не дал».

Вячеславу Санкевичу увиденное и услышанное не давало покоя, и он решил наведаться в квартиру в Алупку на следующий день. Барковский впустил на этот раз без проблем. Якубука он застал еще в более худшем состоянии, чем вчера. Художник не узнавал своего бывшего ученика, и даже уже не мог пить воду из бутылочки. Барковский при этом, по словам Санкевича, занимался своими делами и не обращал внимания на больного.

«Я вызвал «скорую помощь». В больнице Петру Григорьевичу поставили диагноз «инсульт двухдневной давности» - отнялась правая сторона тела. Барковский, поехавший тоже в медучреждение, предъявил там паспорт Якубука, а потом сразу убрал в свой карман», - отметил Санкевич.

ДОВЕРЕННОСТЬ, КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЯКУБУКА

Анатолий Терехин приехал в Ялту на отдых утром 21 июля. Предварительно, еще в Москве, он позвонил своему другу Петру Григорьевичу, чтобы узнать, можно ли будет остановиться у него. Тот дал согласие, хотя по голосу было слышно, что он не совсем здоров.

«Трубку сначала взял Сергей (ред. - Барковский) и сказал, что Петр спит, говорить не может, но буквально через несколько секунд я услышал его голос. Мы обо всем договорились, я обозначил дату приезда. 21 числа примерно в восемь часов утра возле дома на Загородной я встретил Барковского, который куда-то уходил. Он меня впустил внутрь», - поделился Анатолий Терехин.

Вот как он описывает события того дня, состояние Петра Григорьевича и обстановку в квартире на тот момент:

«Якубук спал, мокрый от мочи, в испражнениях. Вокруг царил беспорядок. Страшная картина. Сергей (ред. - Барковский) провел меня на кухню и сразу начал кричать, что у него есть бумага (ред. – позже станет известно, что он говорит о доверенности), по которой имеет право выписать Виктора Козлова и заселиться в квартиру. Я попросил его успокоиться и не повышать голос. Барковский также отметил, что Якубук очень плох, и неизвестно, чем всё закончится. Затем, со словами «Ты здесь хозяйничай», уведомил, что поехал в Алупку. Я начал искать еду, нашел кусочек белого хлеба и сваренную гречневую кашу. Проснувшийся Петр Григорьевич едва говорил, не мог вставать. В течение дня я приготовил поесть, кое-как один раз покормил и попоил его. В дальнейшем, с приехавшим на следующий день Виктором Козловым мы ухаживали за Якубуком, он начал лучше разговаривать, получилось даже усаживать его на стул, но 24 июля Петр Григорьевич не смог встать, ему стало гораздо хуже. В связи с чем вызвали скорую помощь».

yakubuk raboti

Работа Петра Якубука на одной из выставок, 2013 год. Источник фото: сайт 3652.ru

Доверенность, которая дает право Барковскому вести дела по недвижимости Петра Григорьевича, была подписана в кабинете нотариуса в день приезда Терехина в Ялту - 21 июля (все это следует из документа). Состояние, в котором, по описанию гостя из Москвы, пребывал старик, а также время, в которое Анатолий Терехин застал Якубука в постели (8 часов утра) вызывают вопрос: когда же все же был оформлен документ?

А друзья и коллеги, а также племянница Петра Григорьевича, проживающая в Великобритании (к сожалению, не смогла приехать в Ялту), вообще ставят под сомнение подлинность подписи художника.

Но даже доверенность не давала право удерживать Барковскому у себя пенсионную карту и паспорт Якубука, что, как уже отмечалось, подтвердили и полицейские.

«Петр Григорьевич соглашался с тем, что паспорт нужно вернуть. Но сил и энергии проявить активность у него не было. Барковский только кормил обещаниями. А при личной беседе со мной прямо сказал, что никогда этого не сделает, в телефонном разговоре советовал мне не лезть не в свое дело, говорил, что у меня ничего не получится, что всегда доводит начатое до конца, - рассказывает Татьяна Шабалина. – По всей видимости, он увидел во мне угрозу, подумал, что я претендую на наследство. Но я не являюсь родственником Петра Григорьевича, хотя и считаю его своим крестным отцом. У нас всегда были теплые отношения».

Ялтинка также вспоминает: Барковского очень удивило, что Якубук мог говорить, когда его привезли из больницы домой, куда он, напомним, в первый раз попал с крайним истощением организма. «Он здесь? И он разговаривает?», - описала реакцию мужчины Татьяна Шабалина, которая пришла в тот день проведать старика, а сам Барковский появился позже.

yakubuk raboti1

Работа Петра Якубука на одной из выставок, 2013 год. Источник фото: сайт 3652.ru

Из больницы Якубука забрали коллеги и продолжили за ним уход. Его местонахождение они от Барковского скрыли, так как подозревали, что тот не оказывает художнику должный уход.

Ранним утром 15 октября Петр Григорьевич скончался. А Виктор Козлов в свою очередь, по сути, оказался на улице. Барковский еще в конце августа, как только перевез Петра Григорьевича в Алупку, в квартире в Ялте на Загородной поменял замки и заставил 73-летнего мужчину, несмотря на наличие у него прописки и законное право проживать в квартире, съехать.

«Было такое, что он мне и угрожал (ред. – соответствующее заявление подано в полицию). Как-то стою на кухне, произошло это 9 августа, а Сергей мне говорит: «…Если ты будешь мне мешать, я тебя инвалидом сделаю. Но я не сам буду тебя калечить, а у меня есть люди, которые это сделают». А недавно он мне позвонил и поинтересовался, когда я выпишусь из квартиры», - поделился ялтинец, которому теперь приходится ночевать то у одного товарища, то у другого.

aykubuk raboti5

Работа Петра Якубука на одной из выставок, 2013 год. Источник фото: сайт 3652.ru

Председатель ялтинского отделения Союза художников России Юрий Золотухин также выразил обеспокоенность тем, что Барковский завладел работами Петра Григорьевича. В Симферополе в Крымском этнографическом музее с 29 июня по 27 июля проходила выставка, на которой были представлены авторские ювелирные изделия Якубука.

Согласно Акта приема предметов во временное пользование, Барковский сдавал и принимал обратно произведения искусства, и должен был отвезти экспонаты в квартиру в Алупку, однако всё добро оставил в своем доме в Симферополе.

В заявлении в полицию, в частности, правление Ялтинского отделения «Союза художников России», просит разобраться в сложившейся ситуации и проверить законность действий Барковского, отмечая высокую материальную и искусствоведческую ценность работ Якубука.

БАРКОВСКИЙ И ЗАВЕЩАНИЯ

Сергея Барковского крайне возмутил тот факт, что 11 октября он не обнаружил Петра Григорьевича в Ялтинской городской больницt № 1, хотя, как он отметил, предупреждал врачей, чтобы они в случае выписки пациента или по другим вопросам связывались только с ним.

«В пятницу я проведывал Якубука. Он был очень плох, как овощ, руку поднимаешь – падает, а в воскресенье в палате его уже не оказалось. В больнице ничего вразумительного не объяснили, лишь сказали, что забрали его около восьми часов утра. Я тут же поехал в полицию и написал заявление, потом отправил обращение в Генеральную прокуратуру. В общем, задействовал все рычаги, чтобы найти товарища. О смерти Петра Григорьевича мне стало известно 16 октября случайно», - поделился Сергей Барковский.

Он посетовал, что «имея на руках доверенность, два завещания на квартиры Якубука», ему ни разу не позвонили из Союза художников, не рассказали, где Петр Григорьевич находится, с кем он, не уведомили о его смерти.

Вы говорите о завещаниях, но их никто не видел. Почему Петр Григорьевич завещал квартиры именно вам? 

Мы с ним дружили около 30 лет, часто общались. Я долгое время жил в Праге, и каждое лето приезжал в Крым. Лет 15 назад сделал ему вызов, деньги послал на дорогу, и он у меня гостил. В общем, у нас были теплые дружеские отношения.

Несколько лет назад Петр Григорьевич высказал идею сделать музей. А когда я переехал из Чехии обратно в Крым, я уже здесь 2,5 года живу, то к данной теме вернулись вновь. Произошло это в 2019 году. Подумал, что все равно на пенсии, делать нечего, займусь! Сказал об этом Якубуку, а тот в ответ: «Знаешь, ты мои мысли читаешь!». Ну и начали дальше муссировать вопрос. Понятно, что нужны были финансы и так далее, и юридически, чтобы музей в дальнейшем функционировал, Петр Григорьевич свою квартиру-мастерскую на улице Загородная завещал мне.

(По данным Ялта-24, в 2019 году, 6 сентября, на Сергея Барковского действительно было оформлено завещание. Правда, 24 сентября, оно Петром Григорьевичем было аннулировано. Со слов Барковского, в этот же период появилось новое, а позже, несколько месяцев назад, еще одно).

Как появилось завещание на квартиру в Алупку?

Однажды Виктор Козлов сказал Петру Григорьевичу: «Давай-ка продавай квартиру в Алупке – купим мне однокомнатную квартиру и себе». Я обалдел, узнав о таком предложении. Я тогда Якубуку посоветовал, чтобы тот от него отстал, сказать Вите, что квартиру он завещал мне, или собирается завещать, не помню уже, давно разговор был. Я знал, что Витя испугается и не станет против меня идти. А Петр Григорьевич говорит: «Слушай, а давай я действительно на тебя завещание напишу?». Вот так все и получилось. Сделал Якубук это еще, наверное, и потому, что ощущал, что конец близок, и не хотел, чтобы квартира досталась чиновникам. Хотя я о завещаниях даже и не думал…

(Виктор Козлов в свою очередь отметил, что впервые слышит о том, что просил Петра Григорьевича продавать квартиру в Алупке. Это жилье в прошлом году хотел купить Анатолий Терехин. Данную информацию подтверждает и сам Терехин, а также Барковский. Художник-ювелир сначала согласился, но потом передумал. При этом, в квартире прописана его племянница, проживающая в Великобритании. С ней он всегда поддерживал отношения, и ей же свою недвижимость в Алупке завещал еще в 2010 году. Документальное подтверждение есть в редакции Ялта-24)

Анатолий Терехин приехал к Якубуку 21 июля, примерно в 8 утра, и застал его в кровати в немощном состоянии. В квартире на Загородной от также встретил вас. Вы, кроме всего прочего, сказали Терехину, что уезжаете в Алупку. Как получилось, что доверенность также составлена 21 июля? 

Доверенность была составлена, когда Петр Григорьевич был более-менее нормальный. И его я ни с кем оставить не мог. Я не отходил о него. Чтобы привести Якубука в порядок, мы (ред. - вместе с сыном) отвезли его в Алупку. Там более комфортные условия для ухода за пожилым человеком. В общем, искупали Петра Григорьевича, с него тонна груза спала – все, больше никакой Москвы, здесь буду жить! (со слов Барковского так сказал Якубук). И я там за ним ухаживал, кормил, подруга моя раз в неделю приезжала, помогала мне.

27 сентября Вячеслав Станкевич и еще два человека пришли поздравить Петра Григорьевича с днем рождения, он уже слабый такой был. А послезавтра должна была прийти участковый врач... Но на следующий день второй раз появился Вячеслав, а Якубук, как на зло, вообще дрова был, обделал все. Я его с одной кровати на другую перетягивал, обмывал, обтирал. Короче, вызвали «скорую помощь», отвезли Петра Григорьевича в больницу, у меня был его паспорт, положили в седьмую палату.

Почему паспорт продолжительное время находился у вас?

Возникла необходимость сделать доверенность. Во-первых, нужно было заниматься организацией музея, во-вторых, оформлением документов по квартирам. А это походы в БТИ и так далее. Но Петр Григорьевич паспорт не мог найти, а потом как-то звонит и говорит: «Нашел, приезжай». Приехал, пошел утром к нотариусу, чтобы договориться о приеме в этот же день. В нотариальной конторе меня помнят, так как завещание там же делал. В общем, сказали с Петром Григорьевичем прийти после обеда. Но не получилось, паспорт снова пропал. Тогда я и Якубук поехали в полицию и оформили заявление на получение нового. Когда паспорт был готов, Петр Григорьевич попросил, чтобы документ хранился у меня для безопасности.

Что вы будете делать с работами Якубука? Когда выполните свое обещание открыть музей?

Музей на Загородной сделаю, когда продам земельный участок, деньги ведь нужны. Работы Якубука там будут, сейчас они в надежном месте. В них никакой пользы экономической для себя не вижу, и вообще думать об этом дико. Я даже хочу как-то официально через нотариуса передать работы Петра Григорьевича в дар государству.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Между тем, перипетиями, развернувшимися вокруг заслуженного художника Крыма и его имущества, заинтересовались правоохранительные органы. В полицию с просьбой дать оценку действиям Сергея Барковского поступили заявления от друзей и многочисленных коллег Якубука.

Племянница Петра Григорьевича Ольга Стивенс-Астелл тоже не сидит сложа руки. Она не могла связаться долгое время со своим дядей (по словам Виктора Козлова и Анатолия Терехина, ноутбук и мобильный телефон Якубука забрал Барковский), поэтому обратилась в местных Союз художников, где ей и рассказали о последних событиях.

18 августа Ольга написала электронное письмо в администрацию Ялты, в отдел социальной защиты граждан и попросила помочь разобраться в ситуации.

А 28 сентября обратилась с электронным письмом в Следственный комитет Российской Федерации по г. Ялта, заявив о подозрении в разворачивании «аферы по изъятию имущества у пожилого больного человека, который не может постоять за себя».

chelpanov i yakubuk

Экс-глава Ялты Алексей Челпанов в гостях у Петра Якубука, обсуждается вопрос оказания помощи местных властей в благоустройстве творческой мастерской художника-ювелира

Александр Мудрецов

 НОВОСТИ Ялта-24|Новости Крыма


Ялтинская КУРИЛКА

loading...

Полезные СОВЕТЫ

loading...