Усилиями сотрудников Ялтинского горно-лесного природного заповедника майские праздники прошли без происшествий и лесных пожаров.
Корреспондент Ялта-24 отправился в рейд, чтобы на собственной шкуре прочувствовать, каких нервов и усилий стоит лесникам сберечь заповедные леса от нас с вами — любителей природы.
У ялтинцев стало уже традицией на майские праздники семьями и шумными компаниями выходить на природу на пикники. Отдых на свежем воздухе сопровождается обильным употреблением спиртного и мяса. Увы, часто такие застолья заканчиваются непотушенными кострами и, как следствие, лесными пожарами.
Прошедший огонь воду и не одну тысячу километров патрульный УАЗик, доставшийся лесникам в наследство от воинской части, надрывно гудя движком, пытается покорить очередную вершину. Дорога в горах не очень похожа на автобан или скоростную магистраль. Она даже отдаленно не напоминает сельскую дорогу Урюпинск—Тьмузахудыринск. Проехать, конечно, можно, но как - известно лишь одному водителю Александру Никитенко. Мы держим путь на Можжевеловый бугор.
Вид на Ялту с бугра открывается неописуемый и достоин кисти лучших мировых пейзажистов. Но лесникам некогда релаксировать с видами на море. В тени можжевельника уже расположилось несколько компаний. Развести костер еще не успели, но пытаются. Появление лесной охраны у отдыхающих вызывает уныние и тоску.
Лесничий Гурзуфского лесничества Александр Злобин начинает профилактическую работу. Граждане реагируют по-разному. Бабушка божий одуванчик с библией в руке уверяет, что не курит и даже спички в лес не носит. А вот группа молодых людей заявляет, что это вообще не территория заповедника. Мол, шли по лесу и не видели ни одного аншлага или плаката. И вообще, лес - это народное достояние и им надо пользоваться.
Видимо, молодые люди имели ввиду жечь в лесу костры, мусорить и ломать ветки. Пыл адептов шашлыка и вина охлаждает предупреждение, что на них будет составлен протокол за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Штрафы, кстати, за такое баловство не детские.
— На Пасху в заповеднике было много людей и не обошлось без костров, — вводит меня в курс дела Александр Злобин. — Костры заливаем, а граждан просим покинуть территорию заповедника. Привлечение к административной ответственности считаю крайней мерой, но иногда люди по другому не понимают. В составе мобильной группы есть инспектор экологического надзора и инспектор МЧС.
Всех отдыхающих в лесу можно условно разделить на три категории.
Первые — нахалы. Мы здесь живем и делаем, что хотим. Далее следуют телефонные звонки якобы значимым людям. Сейчас вас уволят, разжалуют, арестуют, расстреляют без суда и следствия. Нужное подчеркнуть. Некоторые показывают удостоверения очень серьезных организаций типа международного экологического фонда защиты мышек-полевок, красного пеликана, мексиканского тушкана. Словом , не мешайте отдыхать солидным людям.
Вторая категория — незнайки. А здесь лес? В заповеднике нельзя костры разводить? Мы в Красноярске всегда шашлыки жарим в лесу.
Особо тяжело с третьей группой — сама любезность. Вы тут постойте пять минут. Мы дожарим и зальем костер, а вас шашлыком, рыбой, птицей, водкой , вином (выбрать понравившийся вариант) угостим. Сами всю жизнь пожары тушим, мусор убираем за другими. На лице улыбка и искреннее радушие.
Лесник Александр Никитенко с непроницаемым лицом выслушивает в тысячный раз сопливые истории о любви к природе, вежливо отказывается от предложений закусить, выпить, посидеть за компанию. При этом еще успевает провести обслуживание автомобиля в полевых условиях. На его плечах держится автопарк лесничества. Техника не из автосалона и постоянно требует к себе внимания. А уж как он в горах ездит — Шумахер нервно курит в сторонке.
Переезжая от одной поляны к другой и общаясь с отдыхающими, не замечаю, как летит время. Начинает болеть спина и ноги, предательски забурчал живот, засосало под ложечкой и потекла слюна от аромата жареного мяса. Тяжело не поддаться искушению и не предаться чревоугодию.
Поступила информация от лесника Александра Чернышова. В районе горного озера он с напарником Николаем Ткачом задержал трех мотоциклистов. Едем в сторону Гурзуфа. Ребята оказались из Алушты. "Мы здесь первый раз и не знали, что заехали в заповедник", — оправдываются они.
Главный специалист отдела экологического надзора г. Ялта — государственный инспектор Ольга Иглина составляет на нарушителей протоколы по ст. 839 КоАП РФ. Транспортные средства изымаются до решения суда. Пока закончили все формальности - и день подошел к концу. Лесничему сообщают, что в Долоссах двое местных жителей пытались пройти в заповедник и напали на лесника, проигнорировав его законные требования.
Нападение на работников лесной охраны не частый случай. Обычно граждане ограничиваются угрозами и бранью. Но лес, как говорится, дело темное, тут всякое бывает. Нападавших быстро установила полиция и теперь горячим долосским парням придется отвечать по всей строгости нашего гуманного законодательства.
Уставший, голодный и полный впечатлений я поехал домой. А лесникам отдохнуть не удалось. Ночью сообщили о костре где-то высоко в горах.
Мобильная группа выехала на поиски возгорания. А вы ездили когда-нибудь ночью по горным грунтовым дорогам в лесу? Впрочем , это уже совсем другая история. Спасибо лесникам из заповедника, которые не считаются со своим личным временем, не жалуются на скромные оклады, а просто работают, чтобы сохранить уникальный крымский лес для наших потомков.
НОВОСТИ Ялта-24 | Новости Крыма