14 августа 2015 года в Московском Манеже произошло скандальное происшествие: ссылаясь на оскорбление религиозных чувств, небольшая группа молодых людей повредила несколько экспонатов. Прискорбно, что от акта вандализма пострадали четыре работы видного советского скульптора Вадима Абрамовича Сидура (1924-1986).
К сожалению, его и при жизни знали больше за рубежом. В городах Германии находятся самые знаменитые его памятники, и только совсем недавно в России установили выполненные по его моделям «Формулу скорби» (памятник жертвам Холокоста) в Царском Селе и «Оставшимся без погребения» (Москва). В Москве с 1989 года существует Музей Вадима Сидура. Известны также его рисунки, стихи, философские размышления об искусстве и роли художника.
Среди листов графики, переданных в дар на постоянное хранение Воронцовскому дворцу-музею известным коллекционером Виталием Николаевичем Голубевым, имеется небольшая гуашь «Поцелуй» (1963). Автор ее – Вадим Сидур.
Более двадцати лет это произведение экспонируется в выставочном зале музея на втором этаже Шуваловского корпуса.
Что хотел сказать художник? Для того чтобы его понять, обратимся к биографии. Сидур родился в Днепропетровске в 1924 году. Учась в школе, с 13 лет стал лепить из пластилина, причем, первой работой стал образ писателя Льва Толстого. Так что в начале творческого пути он уже заявил о себе как о самобытном мастере. Потом началась война, и юноша попал в Среднюю Азию, в Сталинабад (Душанбе). Здесь на заводе он освоил профессию токаря. Дальше было военное училище в Кушке и направление на Третий Украинский фронт. В марте 1944-го в боях у родного Днепропетровска Сидур получил тяжелое ранение. Разрывная пуля немецкого снайпера почти отсекла корень языка. От неминуемой смерти двадцатилетнего лейтенанта спасли врачи Центрального института травматологии и ортопедии. Будущий художник опишет увиденное в клинике: «Молодые мужчины и женщины, слепые и зрячие, прогуливались по коридорам с пластмассовыми и картонными лицами вместо своих собственных. У некоторых это были только носы и подбородки. Смотреть на них было страшно, а еще страшнее представлять то, что было под их картонными лицами».
Возвращенный к жизни, в октябре победного 1945-го гвардии старший лейтенант Сидур поступил в Московское художественное училище (бывшее Строгановское) на отделение монументальной скульптуры. Монументальной – значит, в дальнейшем он будет ставить памятники выдающимся людям, великим событиям. Но тема вождей его творчества не коснется вовсе. Он будет обращаться и к мемориальной скульптуре, установив надгробия физику-ученому И.Е. Тамму (1895-1971), поэту «Святому Илье» - Габаю (1935-1973). Проиллюстрирует сборники стихов Юрия Левитанского и Юнны Мориц. Сидур по своему творческому почерку близок немецкому скульптору Вильгельму Лембруку, возможно, поэтому работы советского мастера нашли своих почитателей в первую очередь в Германии. Там установлены его «Памятник погибшим от любви» (1984, Оффербург), «Памятник погибшим от насилия» (1974, Кассель), «Памятник погибшим от бомб» (1993, Вюрцбург) и знаменитая «Треблинка» (1979, Берлин) - памяти жертв концлагеря.
Конечно, скульптуры Вадима Сидура современному зрителю непонятны. Он не стремился придать монументам человеческие черты, а обобщал до пределов фигуры, превращая их в символы, или как он говорил – «формулы». Работая в собственном ключе, еще при обязательном для творческой интеллигенции методе социалистического реализма, он понимал, что идет своим непроторенным путем в искусстве и столкнется с поруганием. Свои мысли он записал: «Исторический опыт учит, что ходить оплеванным – почти всегда судьба художника. Художник должен быть готов и к тому, что его труд никогда не будет понят и оценен».
Гуашь «Поцелуй» имеет интересное происхождение. Вадим Сидур, не продававший свои работы даже в годы тяжелого материального неблагополучия, их только дарил. Так и «Поцелуй» оказался в Киеве, в коллекции Юрия Алексеевича Ивакина. Очевидно, гуашь ему не сильно нравилась, и владелец поменял картину на произведение другого мастера. Такой обмен в среде коллекционеров бывает часто, в результате выиграл от обмена Воронцовский дворец.
Взглянем внимательно на композицию: половина овального женского лица с черным контуром глаза видна хорошо, другую половину закрывает профиль мужчины с вытянутыми для поцелуя губами. Вместо его глаза находится прорезь, отчего профиль темно-коричневого цвета и сквозное отверстие на лице напоминают палитру художника, на которую он выкладывает и смешивает краски. Можно по-разному трактовать сюжет, предложенный художником. Тут и древнегреческие маски театра, и картонные лица жертв Великой Отечественной войны. И тема любви, отражение которой можно найти во многих произведениях искусства.
Сам художник не дает нам подсказки: «Искусство неоднозначно – одно и то же произведение может вызвать смех у одних и слезы у других. Все зависит от того, кто смотрит. Под равнодушным взглядом произведение искусства увядает». Эти слова принадлежат участнику Великой Отечественной войны, крупному художнику советского периода, известному авангардисту, патриоту страны Вадиму Сидуру, чью картину «Поцелуй» вы можете увидеть в Алупке и поразмышлять над ее сюжетом.