«Евровидение» пройдет на глазах у 3,5 тыс. зрителей с отрицательными тестами на антиген к коронавирусу, сообщают «Известия».
Их освободили от обязанности надевать макси и соблюдать социальную дистанцию. Решение о том, что такой формат безопасен, организаторы конкурса приняли на основании исследования ученых проекта Fieldlab Events.
Однако более 350 голландских исследователей подписались под открытым письмом, в котором сказано, что работа не отвечает научным и этическим требованиям. А проведение музыкального конкурса со зрителями в зале слишком опасно и может привести к вспышке коронавирусной инфекции. Российские эксперты разделились во мнении по поводу безопасности проведения «Евровидения» в таком формате.
Pro et contra
Скоро зал конференц-центра Rotterdam Ahoy в голландском Роттердаме заполнят 3,5 тыс. зрителей, которые станут свидетелями первого полуфинала международного песенного конкурса «Евровидение». Эти люди смогут веселиться, позабыв о масках и социальной дистанции, посреди одного из самых густонаселенных городов Нидерландов.
Сейчас в стране более 200 тыс. человек заражены COVID-19. Организаторы приняли решение допустить в зал зрителей с отрицательными результатами тестирования на антиген к коронавирусу на основании исследования проекта Fieldlab Events.
Этот проект создало правительство Нидерландов совместно с ведущими компаниями и экспертами ивент-индустрии. Его целью стал поиск безопасных способов проведения массовых мероприятий в условиях пандемии.
Эксперты проекта изучили опыт организации конференций, концертов, футбольных матчей и других событий. На основе полученных данных специалисты создали математическую модель возможного распространения коронавируса и выработали набор рекомендаций, которым должны следовать организаторы.
Согласно расчетам, количество заболевших составит 1 человек на 100 тыс. населения в час, что сопоставимо с опасностью заразиться, не выходя из дома. Специалисты пришли к выводу, что анализов, подтверждающих отсутствие инфекции у аудитории, достаточно, чтобы предотвратить возможную вспышку эпидемии.
Однако в ответ на это более 350 голландских экспертов подписали открытое письмо, в котором сказано: исследование Fieldlab не отвечает научным требованиям, поэтому не может быть основанием, чтобы провести «Евровидение» практически в старом формате.
— Фестиваль с 10 тыс. посетителей (авторы открытого письма оценили общее количество приехавших на «Евровидение» в 10 тыс. человек. При этом на каждый концерт по правилам пускают не более 3,5 тыс. — «Известия») остается рискованным предприятием даже при условии тестирования на входе, — отметил автор открытого письма, сотрудник Университета Ультрехта Каспар ван Лисса. — Если бы это было безопасно, то не было бы необходимости в исследовании.
Исследователи отдельно указали, что в случае соблюдения их требований на мероприятии можно отказаться от обязательной полутораметровой дистанции между посетителями. По мнению авторов работы, во время самого события стоит обойтись без быстрых тестов, так как для их обработки нужна сложная логистика. В ходе анализа прошлых мероприятий было обнаружено почти полное совпадение результатов предварительных анализов с показателями быстрого тестирования на месте, что делает использование первых практически бесполезным, считают исследователи.
На вопросы «Известий» об опасности заражения зрителей на концертах в пресс-службе международного конкурса «Евровидение» ответили, что проведение мероприятия было согласовано со всеми ответственными государственными структурами. А протоколы безопасности одобрили специалисты авторитетной в Нидерландах организации Erasmus Medical Center.
Меры безопасности на мероприятиях «Евровидения» очень строгие, сказал «Известиям» журналист и блогер Наиль Агадуллин, который сейчас находится в Роттердаме. Каждые 48 часов сотрудникам СМИ нужно сдавать тесты на антигены или ПЦР, чтобы зайти в пресс-центр, уточнил он. А чтобы попасть в зал, тесты нужно сдать в тот же день, добавил Наиль Агадуллин. При этом внутри необходимо находиться на расстоянии 1,5 метров друг от друга, отметил он.
Это информацию подтвердил журналист Дмитрий Иноземцев. По его словам, прессу не допускают в зал на живые шоу. Интервью журналисты берут с помощью микрофона на специальной удлиненной ручке, которая позволяет держать дистанцию как минимум в метр, рассказал Дмитрий Иноземцев. В пресс-центре нужно быть в маске и работать только за своим столом, соблюдая дистанцию с коллегами, добавил он
Организацией пребывания российской делегации на «Евровидении» занимается «Первый канал». Там «Известиям» сообщили, что представители нашей страны каждые 48 часов сдают тесты и соблюдает все меры безопасности, разработанные организаторами конкурса.
Риск заразиться в ситуации, когда зал заполнен на 20% только зрителями с отрицательными тестами, у которых нет клинических симптомов COVID-19, стремится к нулю, считает профессор-исследователь Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Андрей Продеус. Вероятность передачи инфекции от взрослого к взрослому составляет 4% при условии контакта ближе 1,5 м и более 15 минут, уточнил он.
— Конкурс пройдет в огромном помещении с вентиляцией, где будут находиться здоровые люди с отрицательными тестами на коронавирус. Подобные мероприятия происходят во всем мире, — сказал Андрей Продеус. — Чаще всего это спортивные события. Риск заразиться там не больше, чем на улице, в торговом центре или общественном транспорте.
Решение проводить Евровидение со зрителями без масок, пусть даже при наличии у людей отрицательных тестов на CОVID-19, не соответствует эпидемической остроте момента, уверен в свою очередь заведующий лабораторией экологии микроорганизмов школы биомедицины ДВФУ, директор НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.П. Сомова Михаил Щелканов. Тем более что европейцы, вероятнее всего, будут использовать экспресс-тесты. Они гораздо менее точны по сравнению со стандартным ПЦР-анализом, но и значительно дешевле, пояснил Михаил Щелканов.